Советы социального педагога

Социальный педагог в детском саду

                                               Согреть заботой детское сердечко – 
                                                     пусть эта мысль не так уж и нова, 
                                                          Но в этом мире, сложном бесконечно, 
                                                      на помощь к детям мы придем всегда.

Социальный педагог в дошкольном учреждении.

 В нашем детском саду работает социальный педагог. Но мало кто знает чем и как занимается социальный педагог в детском саду. В чем видит результаты своей деятельности? Как координирует свои действия с другими членами педагогической команды (с администрацией, воспитателями, психологом)? Все эти и многие другие вопросы  возникают у родителей и педагогов. Социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям и родителям.

          Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними.         

 Роли социального педагога в ДОУ

В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

Ø  роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;

Ø  роль защитника интересов и законных прав ребенка;

Ø  роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;

Ø  роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Функции социального педагога в ДОУ

Социальный педагог:

Ø  осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;

Ø  изучает психолого – медико - педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;

Ø  выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;

Ø  выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

Ø  определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;

Ø  способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;

Ø  взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.

Направления деятельности социального педагога в ДОУ

Ø  Работа по защите прав ребенка.

Ø  Работа по социальному развитию личности ребенка.

Ø  Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.

Ø  Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.

Ø  Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.

Ø  Работа с социально незащищенными семьями.

Ø  Работа с ближайшим окружением.

Ø  Работа с социальными институтами.

Формы работы социального педагога в ДОУ

С педагогами: консультации,  анкетирование,  индивидуальные беседы, семинары, «круглые столы» с родителями.

С родителями:  анкетирование, индивидуальные беседы, посещения на дому,  «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная.

 С детьми: интервьюирование, занятия по правам ребенка,        театрализованные постановки по защите прав ребенка, организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т.п.).

Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:  комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), отдел по делам несовершеннолетних (ОДН), детская поликлиника, детская библиотека, отдел опеки и попечительства, школа, психологические центры).

 

 

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце( из окружающего мира, - от этого в решающей степени  зависит , ка­ким человеком станет сегодняшний малыш.

 Сухомлинский В. А.

 

Прежде чем воспитывать ребенка...

Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?

Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как ин­тервенция или  как освобождение ребенка?

1.   Вам  хочется навязчиво с ним поделиться опытом или у Вас желание скорее протянуть руку ребенку?

2.  Вам  хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность?

3.  Вам  хочется устроить малышу очередной военный совет - «убить» веру в себя?

4. А может быть, Вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая повод Вам, чтобы вы могли на нем все время разряжаться?

5.  А может быть, Вам хочется сделать ребенка для себя удобным «прополоть» черты его характера, все неугодные мгновенно вырвать как бурьян?

6.   А может быть, Вы собрались сегодня подсчитать оче­редные шалости ребенка?

7.  А  может быть, Вы просто почему-то рассержены, разо­злены, у   Вас потребность критиковать, негодовать, осуж­дать?

8.  А  может, Вы задумали устроить малышу очередную порку?

9. А   может быть, Вам просто надо «скрыть» самих себя за ширмой и занавесью воспитания?

Откройте двери в свое детство, вспомните, какими были Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И самой главной по­требностью у Вас была потребность в одобрении, любви, которая Вам затмевала все.

Поэтому и Вам не надо разочаровывать ребенка. Дайте себе сами все ответы на вопросы, кто Вы в глазах ребенка - обличитель, диктатор, доброжелатель? Не заставляйте ребенка вымогать любовь у Вас, дайте ее сами, не пользуясь каким-то шантажом.

Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве.

 

Функции, права, обязанности родителей

·        Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;

·        удовлетворение потребностей ребенка;

·        обеспечение безопасности;

·        обеспечение адаптации к жизни;

·        воспитание ребенка.

Закон Российской Федерации об образовании:

Статья 18. Дошкольное образование.

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны за­ложить основы физического, нравственного и интеллекту­ального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.                                                    

2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, разви­тия индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Для этих детей в помощь семье действу­ет сеть дошкольных образовательных учреждений.

3.Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются догово­ром между ними, который не может ограничивать установленные за­коном права сторон.

 4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

 

Семейный кодекс Российской Федерации

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанно­сти в отношении своих детей (родительские права).

2.Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекра­щаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)

3. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и вы­ступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми фи­зическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специ­альных полномочий.

      Статья 65. Осуществление родительских прав

1.  Родительские права не могут осуществляться в противоречии интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предме­там основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе при­чинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2.  Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

 3.Место        жительства детей при раздельном проживании родителей  устанавливается соглашением родителей.

Десять заповедей родителей

1.     Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.    

2.     Не думай, что ребенок твой: он Божий.       

3.     Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому и третьему: это необратимый закон благодарности.

4.     Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости  не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5.      Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни  дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем те­бе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки

6.      Не унижай!

7.     Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.

8.     Помни  - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.  

9.     Умей       любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10.                 Люби        своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

 

 

 

        Памятка для родителей по защите прав и

достоинств ребенка в семье

1.   Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его.

2.   Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.

3.   Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

4.   Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.

5.  Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

6. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психологическому.

7.   Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.

8.   Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.

9.   За один раз может быть одно наказание. Наказан – прощен.

  10.Ребенок не должен бояться наказания.

  11.Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания – сообщаете ему об этом.

   12.Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.

  13.Положительное отношение к себе – основа

    психологического выживания, и ребенок постоянно

    ищет и даже борется за него.

  14.Если ребенку трудно и он готов принять вашу

    помощь, обязательно помогите ему.

 

Изучаем права вместе с любимым персонажем

Познакомить ребенка с его правами родителям поможет детская художественная литература.

ПРАВО НА СЕМЬЮ, ЗАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ, СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ

Прочитайте ребенку сказки «Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Морозко», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса, «Кошкин дом». Обсудите с ним, у кого из персонажей этих сказок какое право нарушено. Подберите и прочитайте ребенку пословицы и поговорки о семье. Составьте с участием ребенка генеалогическое древо своей семьи с использованием фотографий.

ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Прочитайте ребенку сказки «Цветик-семицветик» В.Катаева, «Айболит» К.Чуковского. Побеседуйте о праве на медицинскую помощь.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Прочитайте ребенку рассказ Л.Толстого «Филиппок». Побеседуйте по его

содержанию. Прочитайте стихотворение «Кем быть?» В. Маяковского. Побеседуйте о праве на образование.  Объясните смысл поговорок и пословиц: «Ученье – свет, а не ученье – тьма», «Грамоте учиться – всегда пригодится». Разучите с ребенком песню «Чему учат в школе».

ПРАВО НА ЛИЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

Прочитайте ребенку рассказ Н.Носова «Огурцы», побеседуйте по его содержанию. Прочитайте басню «Ворона и лисица» И.Крылова и объясните ребенку ее смысл. Вспомните с ребенком сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой». Побеседуйте о праве на личное имущество.

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, ГРУБОГО ОБРАЩЕНИЯ, ОСКОРБЛЕНИЯ И УНИЖЕНИЯ

Прочитайте ребенку сказки «Три поросенка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Муха-цокотуха»

К.Чуковского.

Побеседуйте о праве на защиту от физического насилия,

грубого обращения, оскорбления, унижения.