Сенсорная комната в ДОУ

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению.

Понятие "сенсорная комната" впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В учебном процессе такие помещения  показывают хороший результат.

В настоящее время в системе образования дошкольников большое внимание уделяется познавательному развитию детей, в которое входит сенсорное воспитание.

 Сенсорное воспитание – это работа с органами чувств детей (зрением – визуальное восприятие, слухом – аудиальное восприятие, тактильным – восприятие через кожу и прикосновения).  Сенсорное воспитание детей в дошкольном возрасте включает в себя, в первую очередь, формирование у ребёнка представлений о предметах из окружающего мира: их величине, форме, расположении, цвете.

В дошкольном возрасте необходимо обеспечить безопасную и комфортную атмосферу для проведения развивающих занятий. В этом случае образовательный процесс будет интересен для ребёнка и даст ему возможности для активной деятельности. Такие благоприятные условия для достижения целей сенсорного развития детей может обеспечить сенсорная комната.

Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Она может использоваться  с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, а также для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка),  а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от задач занятия.

Согласно принципам сенсорного воспитания, оно направлено, в первую очередь, на развитие интересов детей, стимулирование их познавательной и творческой деятельности.

Сенсорная комната помогает решать следующие задачи:

Развитие сферы восприятия:

развитие зрительных, вкусовых,  слуховых и осязательных рецепторов.

Развитие познавательной сферы:

исследование разных предметов, определение их свойств;

развитие умения описывать предметы;

развитие умения распределять предметы по группам (форме, цвету, размеру и т.д.);

развитие способности произвольного запоминания;

развитие объема памяти

Развитие речи:

озвучивание своих действий;

рефлексия – осознание и озвучивание своих эмоций и отношения к происходящему.

Развитие эмоциональной сферы:

и обогащение чувственного опыта;

профилактика и коррекция невротических состояний и протестных реакций;

профилактика и коррекция страхов;

профилактика развития  и снижение физиологических реакций на стресс.

Личностный рост:

развитие мотивационной сферы (стимулирование интереса ребёнка к познавательной деятельности);

работа с уровнем самооценки.

Развитие сферы отношений:

обучение позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Противопоказания и ограничения

Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются:

  • Острые и хронические инфекционные болезни.
  • Эпилепсия.
  • Прием психотропных препаратов при психоневрологических заболеваниях.
  • Глубокая умственная отсталость.

Оборудование сенсорной комнаты ЗДЕСЬ

Предлагаем на экскурсию в нашу сенсорную комнату...